Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 3.
Наглядные материалы и расстройства аутистического спектра (часть первая).
Терапия в раннем возрасте приводит к разительным изменениям в функционировании головного мозга при аутизме.
Подготовка первого визуального расписания.
Выбор заданий
Дети обучаются выполнять последовательность действий по расписанию если некоторые из этих заданий уже знакомы им или они уже полностью овладели этим навыком. Также помогает короткое расписание - не более 5-6 заданий для начала. Важно выбирать действия, которые соответствуют возрасту ребенка, а также те действия, которые имеют окончание, для того, чтобы на начальном этапе последовательность была как можно конкретнее.
Первое визуальное расписание для ребенка дошкольного возраста может включать паззл-вкладыш, пирамидку, мозаику, сортер и любимое лакомство.
Для школьника расписание может включать задание на проведение линий, выкладывание последовательности цифр из магнитов, собирание конструктора и любимое лакомство.
Для школьника средних классов расписание может включать типичные задания по дому, например, повесить одежду в шкаф, сходить в туалет, помыть руки, сложить портфель на завтра и пообедать.
Первое расписание должно заканчиваться получением любимого лакомства. На начальном этапе лучше выделить для этого одно из самых любимых поощрений ребенка, и пока он не научится самостоятельно выполнять действия по первому визуальному расписанию - не использовать это лакомство в других обстоятельствах.
Подготовка карточек
Следует изпользовать фотографии, на которых изображены только необходимые для выполнения задания материалы. Лишние предметы или материалы на карточках могут отвлекать ребенка. Материлы для задания должны быть сфотографированы на однородном фоне, и занимать почти все пространство картинки.
Следует расположить материалы таким образом, как ребенок должен их видеть при использовании. Например, паззл-вкладыш из 5-ти частей сфотографировать, когда 4 части лежат на месте, а последняя, пятая лежит возле паззла. Также и лакомство - должно быть изображено на тарелке, в стакане, или в пластиковой коробочке.
Подготовка материалов
После того, как все фотографии и материалы для выполнения заданий готовы, следует расположить карточки в папке или в маленьком фотоальбоме. Карточки должны быть заламинированы или лежать в пластиковых пакетиках. Страницы папки должны быть однотонными и одноцветными.
Следует выложить карточки с обозначением заданий в желаемом порядке. Карточка лакомства всегда выкладывается последней в расписании.
В том же порядке, в котором находятся карточки в папке, следует выложить материалы для заданий. Материалы для заданий выкладываются один за другим, в линию, слева направо. Можно разложить предметы на полке, до которой ребенок может легко дотянутся или на краю стола.
Материалы для заданий можно разложить по корзиночкам: для каждого из заданий - отдельная карзиночка, и выставуть эти корзиночки в ряд. Если же речь идет о настольных играх, то можно использовать и оригинальные коробки, при условии, что ребенок может их открыть без особых затруднений.
Чтобы избежать ситуации, в которой ребенок берет лакомство еще не закончив выполнять все задания, можно положить лакомство в прозрачную коробочку с крышкой - чтобы ему было сложнее его достать, но, в то же время, ребенок бы видел, что после выполнения заданий он его получит.
Также следует взвесить включение в расписание задания, которое потребует от ребенка обратиться к взрослому. Например, как третье задание ребенок должен подойти к маме и сказать: "Дай пять!" или "Покружи меня!". Для этого задания можно использовать карточку, изображающую это действие, а также, заранее, еще до начала работы над визуальным расписанием, обучить ребенка выполнять эту визуальную инструкцию. В случае, когда подобные действия могут отвлечь ребенка, и прервать последовательность - можно включать социальные действия в последующие расписания, но не в первое.
Дополнительные статьи на данную тему:
Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 1
Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 2
Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 4
Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 5
SITEMAP
Терапия в раннем возрасте приводит к разительным изменениям в функционировании головного мозга при аутизме.
Наглядные материалы и расстройства аутистического спектра (часть первая).
Терапия в раннем возрасте приводит к разительным изменениям в функционировании головного мозга при аутизме.
Подготовка первого визуального расписания.
Выбор заданий
Дети обучаются выполнять последовательность действий по расписанию если некоторые из этих заданий уже знакомы им или они уже полностью овладели этим навыком. Также помогает короткое расписание - не более 5-6 заданий для начала. Важно выбирать действия, которые соответствуют возрасту ребенка, а также те действия, которые имеют окончание, для того, чтобы на начальном этапе последовательность была как можно конкретнее.
Первое визуальное расписание для ребенка дошкольного возраста может включать паззл-вкладыш, пирамидку, мозаику, сортер и любимое лакомство.
Для школьника расписание может включать задание на проведение линий, выкладывание последовательности цифр из магнитов, собирание конструктора и любимое лакомство.
Для школьника средних классов расписание может включать типичные задания по дому, например, повесить одежду в шкаф, сходить в туалет, помыть руки, сложить портфель на завтра и пообедать.
Первое расписание должно заканчиваться получением любимого лакомства. На начальном этапе лучше выделить для этого одно из самых любимых поощрений ребенка, и пока он не научится самостоятельно выполнять действия по первому визуальному расписанию - не использовать это лакомство в других обстоятельствах.
Подготовка карточек
Следует изпользовать фотографии, на которых изображены только необходимые для выполнения задания материалы. Лишние предметы или материалы на карточках могут отвлекать ребенка. Материлы для задания должны быть сфотографированы на однородном фоне, и занимать почти все пространство картинки.
Следует расположить материалы таким образом, как ребенок должен их видеть при использовании. Например, паззл-вкладыш из 5-ти частей сфотографировать, когда 4 части лежат на месте, а последняя, пятая лежит возле паззла. Также и лакомство - должно быть изображено на тарелке, в стакане, или в пластиковой коробочке.
Подготовка материалов
После того, как все фотографии и материалы для выполнения заданий готовы, следует расположить карточки в папке или в маленьком фотоальбоме. Карточки должны быть заламинированы или лежать в пластиковых пакетиках. Страницы папки должны быть однотонными и одноцветными.
Следует выложить карточки с обозначением заданий в желаемом порядке. Карточка лакомства всегда выкладывается последней в расписании.
В том же порядке, в котором находятся карточки в папке, следует выложить материалы для заданий. Материалы для заданий выкладываются один за другим, в линию, слева направо. Можно разложить предметы на полке, до которой ребенок может легко дотянутся или на краю стола.
Материалы для заданий можно разложить по корзиночкам: для каждого из заданий - отдельная карзиночка, и выставуть эти корзиночки в ряд. Если же речь идет о настольных играх, то можно использовать и оригинальные коробки, при условии, что ребенок может их открыть без особых затруднений.
Чтобы избежать ситуации, в которой ребенок берет лакомство еще не закончив выполнять все задания, можно положить лакомство в прозрачную коробочку с крышкой - чтобы ему было сложнее его достать, но, в то же время, ребенок бы видел, что после выполнения заданий он его получит.
Также следует взвесить включение в расписание задания, которое потребует от ребенка обратиться к взрослому. Например, как третье задание ребенок должен подойти к маме и сказать: "Дай пять!" или "Покружи меня!". Для этого задания можно использовать карточку, изображающую это действие, а также, заранее, еще до начала работы над визуальным расписанием, обучить ребенка выполнять эту визуальную инструкцию. В случае, когда подобные действия могут отвлечь ребенка, и прервать последовательность - можно включать социальные действия в последующие расписания, но не в первое.
Дополнительные статьи на данную тему:
Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 1
Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 2
SITEMAP
Терапия в раннем возрасте приводит к разительным изменениям в функционировании головного мозга при аутизме.
Наглядные материалы и расстройства аутистического спектра (часть первая).
Комментарии
Отправить комментарий