Как научить ребенка сидеть?

Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 3.
Терапия в раннем возрасте приводит к разительным изменениям в функционировании головного мозга при аутизме.
Наглядные материалы и расстройства аутистического спектра (часть первая).


Прежде, чем мы начнем эту тему, хочу напомнить, что нет уникальных методов, которые по мановению волшебной палочки превратят ребенка в послушного и прилежного ученика. Подход к обучению как этого, так и других навыков, должен быть индивидуальным, и соответствовать методам, с помощью которых ребенок учится максимально эффективно. По этому, эта тема будет раскрыта на основе общих поведенческих принципов, которые преобладают при обучении навыков вообще.


Итак, первый этап в обучении того или иного поведения - это определение самого поведения, его влияния на окружающую среду. А также решения, что мы хотим делать с этим поведением - обучить (если такового вообще не существует в репертуаре ребенка), усилить (сделать так, что бы поведения повторялось чаще, или длилось дольше), или ослабить (сделать так, что бы поведение прекратилось вообще, или стало появляться реже).

В нашем случае - мы хотим научить ребенка сидеть.

НО... где именно сидеть, как долго сидеть, просто сидеть, или еще что-нибудь делать во время сидения?

Здесь нам нужно точное определение - допустим, мы хотим, что бы ребенок научился сидеть на детском стульчике, за столом, и играть в настольную игру - складывать мозаику, в течение 5 минут. Или, мы хотим, что бы ребенок научился сидеть на стуле на кухне, за обеденным столом, и есть вместе со всей семьей ужин - в течение получаса.


Теперь мы должны определить самый важный момент, - какие мотивационные факторы влияют на то, что ребенок сидит за столом. То есть, "выгодно" ли ему это вообще? В случае с мозаикой - любит ли ребенок собирать мозаику? Может он вообще мозаику терпеть не может? Или что происходит, когда он просто сидит за столом? То, что его хвалят родители за спокойное "сидение" - влияет ли это вообще на него? В случае с ужином - хочет ли ребенок кушать вообще? Если он встанет из-за стола, и пропустит ужин - сможет ли он покушать потом, скажем, перед телевизором?

Очень часто дети с аутизмом затрудняются сидеть на месте из-за сенсо-моторных проблем (то есть, они получают сенсорный фидбек от постоянного движения), а также, когда воспринимают сидение за столом как "мучение", то есть выполнения трудных заданий, к которым у них нет никакого интереса.

Значит, функции того, что ребенок не сидит за столом, могут быть следующие:


1. Они избегают занятий за столом, т.к. им это трудно/неприятно/скучно.

2. Они затрудняются сидеть, т.к. в движении для них есть гораздо больше мотивации, чем в статическом положении.

3. Ребенку не обязательно сидеть за столом для того, что бы получить то, что ему нужно – например, за ужином все кушают хлеб, а он его не любит. И, когда он отказывается есть – то, в конце концов, ему дают любимые булочки, да еще и перед телевизором.

4. Внимание - например, мама будет бегать за ним по квартире с ложкой, и кормить его (а эта игра гораздо интереснее для него, чем скучная трапеза, когда он не получает так много внимания от мамы). Или, "негативное" внимание - например, крики и то что родители выходят из себя, является более сильным мотивационным фактором, чем тихая похвала - когда он тихо играет.

Теперь, в случае умения сидеть, речь, скорее всего, идет об усилении навыка, т.к. редко найдется ребенок, который вообще не умеет сидеть. Обычно, дети умеют сидеть, но не долго, не часто, и иногда не в том месте, где нужно.

Раз речь идет об усилении, то нам нужен какой либо фактор/стимул, с помощью которого мы можем усилить поведение. И, с другой стороны, мы должны "ослабить" неусидчивость. То есть сделать так, что бы "неусидчивость" была ребенку менее "выгодна", чем "усидчивость". Или, чтобы стимулы, которые усиливают усидчивость, были сильнее, чем факторы, которые усиливают неусидчивость.

И еще одна важная вещь, которая нам нужна, прежде чем мы приступим к обучению - это определениe начального уровня поведения, то есть, сколько времени, где и при каких обстоятельствах ребенок все-таки сидит - на сегодняшний день. Кроме того, что это послужит основой определения прогресса (то есть, если сегодня ребенок умеет сидеть одну минуту за столом и складывать паззлы, когда он научится сидеть за столом 2, а потом 3 минуты - это будет прогрессом), это поможет нам выстроить пошаговое обучение, которое будет более основательным и не приведет к усилению проблемы.

После того, как мы определили причины усидчивости, и неусидчивости мы можем применить некоторые из следующих принципов:


1. В случае, когда ребенок затрудняется сидеть из-за сенсомоторных проблем - следует продвигаться очень постепенно, и начать обучение с очень короткого периода времени, и постепенно увеличивать промежуток времени. Как только этот период времени пройдет - можно дать ребенку поощрение (например, конфетку, или игрушку), но главное - позволить ему встать. Можно использовать счет. Вы говорите ребенку "Алеша, садись!" и усаживаете его на стул, считаете до 5-ти, даете игрушку и отпускаете. Через 20 секунд повторяете процедуру, но уже считаете до 6, или до 5-ти, но медленнее, и т.д.

Помните, что "неусидчивость" усиливается автоматически, и поэтому поощрение "усидчивости" должно быть очень мотивационным.

2. В случае, когда ребенок избегает сидения за столом из-за требований и занятий, нужно в первую очередь снизить уровень этих требований до минимального, а лучше вообще начать с любимого занятия, и постепенно увеличивать уровень требований. Например, если вы хотите, что бы ваш ребенок писал буквы, а он терпеть не может писать буквы, то сначала предложите ему сесть и, скажем, порисовать красками (скажем, что это занятие ему нравится). Когда он занят любимым занятием за столом - вы уже можете начать поощрять сидение за столом. После того, как он закончит рисовать, предложите ему написать только одну букву, и как только он это сделает - дайте поощрение, и сразу позвольте ему встать. В следующий раз - потребуйте написать 2 буквы, потом 3 буквы и так далее. Чем дольше ребенок сидит за столом, и чем более сосредоточен, тем поощрение должно быть большим.

3. В том случае, когда неусидчивость ребенка вызывает реакцию и привлекает внимание - одним из наиболее действенных способов будет прекратить обращать внимание на "убегания", беготню и т.д., и наоборот, больше уделять внимания ребенку, когда он спокойно сидит и играет. Можно проявить инициативу - и самим предложить ребенку игру - за столом, (чем чаще, тем лучше!), и "отдать" полностью все внимание ему.

4. И, наконец, когда ребенок из-за неусидчивости получает "скидки", и те вещи, которые он не получает, когда сидит спокойно (например, получает булочки, и отказывается от хлеба), то наилучшим действием будет предоставление ему этих вещей только когда он сидит. То есть, не смотря на то, что вся семья кушает хлеб, нужно дать ребенку булочку - как только он садится за стол вместе со всеми. Но, если вдруг он встанет из-за стола и убежит - то булочку он уже получить не сможет, - ни при каких условиях!! только если опять сядет за стол вместе со всеми.

Эти относительно простые способы обучения могут быть эффективными, если правильно определить поведение, и те факторы, которые стимулируют его появление, а так же его отсутствие. Но, чаще всего, в жизни не бывает простых случаев для определения, и требуется опыт и настойчивость, для того, что бы это сделать. Поэтому очень важно не опускать руки, а постоянно искать решения, которые подходят именно вашему ребенку, его интересам, мотивационным факторам и способу обучения.






http://vk.com/schtora



http://vk.com/partnerkipro





SITEMAP

Терапия в раннем возрасте приводит к разительным изменениям в функционировании головного мозга при аутизме.
Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 3.
Наглядные материалы и расстройства аутистического спектра (часть первая).


Комментарии

Популярные сообщения