Обзор материалов конференции Израильской Ассоциации Поведенческого Анализа (IABA), Тель-Авив, 9-13 июня

Нарушения сна у детей с аутизмом связаны с проблемами поведения.
Communication Temptations - Коммуникативные "соблазны"
Руководство по использованию подсказок при обучении людей с особыми потребностями.
Мой первый видеоролик
О программе АВА. Часть 3.



ИзраильскаяАссоциация Поведенческого Анализа (IABA) во главе с д-р. Этаном Эльдаром, BCBA-D, проводила ежегодную международную конференцию, на которую в этом году были приглашены ведущие специалисты из Western Michigan University, а также участники проекта "Аутизм: Коррекционная работа на основе поведенческого анализа (АВА)" из России, Украины, Молдовы, Грузии и Казахстана.
Израильские коллеги организовали посещение участниками коррекционных и общеобразовательных учебных заведений, в которых широко применяется АВА-подход.

Участники посетили:
  • Технологическуютеплицу, которая представляет собой центр занятости и обучения для детей и подростков с особенностями развития и для обычных детей. В этой теплице особые дети занимаются выращиванием растений и рассадой, а также такой вид занятости является платформой для общения и совместной деятельности для особых и обычных детей.
    Фотография технологической теплицы, сайт http://www.greenhouse.org.il/
  • Центр проживания с поддержкой "Бейт Акштейн", в котором проживает дети с аутизмом, в возрасте от 7 до 21 года, у которых нет возможности проживать в семье. Этот центр является для них домом, в котором они живут, из которого они ездят в коррекционную школу на занятия. В центре проводятся кружки и терапевтические занятия, а также обучение важным бытовым навыкам.
    Фотография комнаты в хостеле "Бейт Акштейн", сайт http://www.b-e.org.il/page_484
  • Коррекционную школу "Харим", в которой обучаются дети с тяжелыми формами речевых и интеллектуальных нарушений. Дети учатся в маленьких классах (по 4-5 человек), и большая часть их учебной программы состоит из обучения бытовым и трудовым навыкам (например, обучение правилам поведения в кафе, навыкам общения друг с другом с помощью карточек PECS, обучение сортировке и упаковке пластиковой посуды). Детям также предоставляется терапевтический сервис - проводится групповая арт-терапия и терапия посредством музыки. Но, и конечно же, в обучающую программу включено обучение академическим навыкам, но лишь в небольшой степени. Для коррекции проблемного поведения у этих детей и организации учебного процесса применяются методы АВА.
    Фотография делегации, группа https://www.facebook.com/groups/autism.aba/
  • 3 общеобразовательные школы в Петах-Тикве - "Эхуд Манор", "Рашиш" и "Неве Оз". В каждой из этих школ применяется АВА. И хотя сложно себе представить, как Прикладной анализ поведения может применяться в обычном образовании, в первые же минуты посещения можно увидеть, что на уроках учителя применяют жеоны, часто хвалят учеников за хорошее поведение в классе и сосредоточенность на учебном материале,а если происходит проблемное поведение, то учителя его игнорируют. Также при обучении применяются такие методики, как "Активные реакции учеников" и "Ответы хором", используются заранее подготовленные обучающие материалы, обучение в малых группах - т.е. методики, которые характеризуют систему обучения Direct Instruction ("Прямое обучение"). Помимо этого, в школах акцентируется внимание на общении и занятости учеников. В каждом классе назначается дежурный, задачей которого является предоставлять поощрения и похвалу другим детям, которые хорошо себя ведут и вместе играют на переменах, что приводит к повышению мотивации учеников общаться и играть друг с другом, и уменьшению проблемного поведения на уроках и перемене.
    Фотография делегации, группа https://www.facebook.com/groups/autism.aba/

Д-р Эльдар также организовал отдельную встречу с участниками русскоязычной делегации, на которой также присутствовали декан колледжа "Семинар ха Киббуцим" (в котором проходят сертифицированные курсы ВСВА и ВСаВА) и доцент кафедры психологии. Д-р Эльдар выразил готовность сотрудничать и способствовать распространению АВА в русскоязычных странах, а также поделиться опытом внедрения АВА в коррекционную и общеобразовательную систему, и внедрения инклюзивных проектов разного формата (ресурсные классы, индивидуальная инклюзия с сопровождением, и другие).
Фотография делегации, группа https://www.facebook.com/groups/autism.aba/

Основной темой конференции был процесс проведения функциональной оценки и определения причин проблемного поведения и выбора методов коррекции. На конференции прозвучали следующие доклады: 
Фотографии выступлений на конференции, группа https://www.facebook.com/groups/126434457561580/

Yannick Schenk, "Обусловление и идентификация условных усилителей. Сравнение методов парного обусловления и установление контроля стимулов". Яник рассказал о процедурах обусловления новых мотивационных стимулов, которые используются для того, чтобы увеличить сферы интересов у детей с аутизмом и разнообразить набор поощрений, которые используются во время занятий. Будущее исследование, которое планируется провести в Western Michigan University заключается в том, чтобы сравнить эффективность двух процедур - "Обусловление пары стимулов" (Pairing) и "Установление контроля стимулов" (SD-Procedure) для обусловления новых видов поощрений

Юлия Эрц, ВСВА и Екатерина Жесткова, ВСВА, "Применение экспериментальной процедуры функционального анализа в рамках практического тренинга в Самаре, Россия". В рамках доклада я и Екатерина рассказали о применении процедуры для определения функции поведения ауто-агрессии у ребенка с аутизмом (8 лет), в течение которой были изменены классические экспериментальные условия и были подобраны специфические условия, тестирующие релевантные факторы, а также об этических диллемах, связанных с применением данной процедуры.
Фотографии выступлений на конференции, группа https://www.facebook.com/groups/autism.aba/

Sean Fild M.S.BCBA,TLLP, "Влияние наблюдения на точность сбора данных в процессе функционального анализа". Шон рассказал о тренингеспециалистов, которые учатся применять экспериментальную процедуру функционального анализа. Для обучения этих специалистов использовались методы видео-моделинга - просмотр действий других специалистов или своих собственных. Последующее исследование предназначено для сравнения эффективности этих двух методик, где основная предпосылка указывает на то, что просмотр на видео своих собственных действий и определение собственных ошибок является более эффективным инструментом, чем просмотр действий других специалистов.

Jamie Hirsh MS,MA,BCBA, "Функциональный анализ плача ребенка вследствие колик". Джейми представила направление исследования, в котором объектом функционального анализа являются не традиционные виды поведения - агрессия и аутоагрессия, а такие комплексные виды поведения, как уклонение от социальных контактов, проблемы со сном, гиперактивность, пристрастие к азартным играм, и другие. Джейми упомянула, что в 2013 году вышел выпуск "Журнала Прикладного анализа поведения", в котором опубликованы эти исследования. Следующим направлением исследования Джейми обозначила определение причин колик (болей живота) у младенцев. Данная проблема является довольно распространенной (наблюдается у младенцев - до 40%), постоянной (колики могут происходить на постоянной основе, более 3 часов в день, продолжаться в течение 3-х недель подряд и длится не менее 3-х месяцев), и является возможной причиной развития проблем со сном и с питанием у детей, гиперактивности, недоразвития мелкой моторики, плохой успеваемости в школе, а также оказывает тяжелые последствия на семейный уклад, и может стать одной из причин депрессивного состояния у матерей, развода, а также высоких расходов, связанных с лечением ребенка. Задачей исследования является определить возможные причины продолжительного плача и колик, учитывая хорошее состояние здоровья ребенка, такие как привлечение внимания, избавление от социальных контактов, сенсорная чувствительность или получение доступа к желаемому.

Yannick Schenk, Elian Aljadeff-Abergel, Sean Field, Thom Ratkos, Nicholas Acker, Jessica Frieder - "Программа тренинга родителей. Клинический случай". Яник представил программу обучения родителей, которая применялась в одним из проектов в Western Michigan University. Несмотря на то, что программа предоставлялась родителям бесплатно, и содержала важные инструменты, которые родители могли бы применять во взаимодействии с ребенком, данный проект не был успешен, и лишь малая часть родителей приняла в нем участие. Яник представил аргументы, с помощью которых можно проанализировать низкую успешность программы, и рекомендации по организации данных программ в будущем.

Д-р Михаль Хиршман, BCBA-D, представила доклад на тему "Этика и закон". Михаль обозначила разницу между этическими кодами и законодательством, связанными с практикой поведенческих аналитиков, определила необходимость принятия закона об ограничении этой практики с помощью лицензии, и призвала специалистов АВА следовать этическим принципам и кодам на постоянной основе, избегая ситуаций в которых действия поведенческого специалиста являются законными, но не этичными.

Эяль Коэн, BCBA, "22 этических принципа, которые нужно усвоить в процессе применения функциональной оценки". В своем докладе Эяль использовал последовательность ивритского алфавита для того, чтобы выстроить в последовательном порядке этические принципы, лежащие в основе применения функциональной оценки и функционального анализа. Используя алфавит и популярную детскую песню о нем, Эяль постарался помочь участникам конференции запомнить эти принципы, и правильно и этично применять функциональную оценку.
Фотографии выступлений на конференции, группа https://www.facebook.com/groups/126434457561580/

Михаэль Бен-Цви, ВСВА, "Есть ли возможность отказаться от проведения функционального анализа?". В своем докладе Михаэль определил важные критерии, которые помогают специалистам убедиться в наличии определенной функции проблемного поведения, и избежать растраты ресурсов на проведение экспериментальной процедуры функционального анализа. С помощью этик критериев специалист АВА может быстрее перейти к разработке плана вмешательства, и предотвратить возможный риск, связанный с закреплением проблемного поведения в процессе экспериментальной процедуры.

Д-р Эйтан Эльдар, ВСВА-D, "От функциональной оценки до функционального анализа. Демонстрация на примере физической активности". Д-р Эльдар рассказал о применении функционального анализа в образовательной среде - в школе, и описал последовательность применения функционального анализа на уроке физкультуры. Экспериментальная процедура включала условия, в которых тестировались следующие переменные - высокие требования, отсроченные поощрения, время ожидания и неприятные сенсорные условия (шум). Данные переменные отражают факторы, которые наблюдаются в естественной среде, на уроках физкультуры и помогают определить причины проблемного поведения, возникающего на этих занятиях.
Фотография д-р Эльдра, источник:http://eitaneldar.com/

Dr. Lloyd Peterson ,BCBA-D, "Мгновения научения: поддержание поведения и гашение поведения". В своем докладе Д-р Питерсон обозначил, что возникновение проблемного поведения у ребенка - это возможность для учителя научить этого ребенка адаптивным навыкам. Ввиду того, что проблемное поведение всегда несет в себе какую-либо функцию, задачей педагога является не только работать на коррекцией этого поведения, а в основном учить ребенка, как вести себя правильно в данной ситуации, и сормировать такое поведение, которое будет для ребенка более полезных, чем дизадаптивное поведение. Также д-р Питерсон рассказал о важных компонентах обучения  - о том, что обучение адаптивным навыкам должно не столько содержать словесные пояснения, сколько практику - учитель моделирует ситуацию, учитель практикуется вместе с учеников, и потом ученик практикуется самостоятельно, а учитель закрепляет это поведение с помощью специфической похвалы и обратной связи (фидбека).
Фотографии выступлений на конференции, группа https://www.facebook.com/groups/126434457561580/

Stephanie Peterson,Ph.D ,BCBA-D, "Этические основы применения функционального анализа". Стефани Питерсон изложила основные этические диллемы, которые связаны с применением экспериментальной процедуры функционального анализа, и оисала альтернативные варианты данной процедуры, которые предназначены для уменьшения потенциального ущерба. Например, возможность использовать во время проведения процедуры защитные приспособления, предотвращающие потенциальный физический ущерб, который может быть нанесен, если проблемное поведение усугубится; использование короткой экспериментальной процедуры или метода проб, а также важность проведения данной процедуры компетентными специалистами.
Фотографии выступлений на конференции, группа https://www.facebook.com/groups/126434457561580/

Д-р Шири Айвазо, ВСВА-D, "Функциональная оценка в условиях начальной школы в Израиле". Д-р Айвазо представила данные о применении функционального анализа в образовательных учреждениях в Израиле, а также о том, насколько результаты данной процедуры учитываются при построении "Индивидуальной образовательной программы" для учеников с нарушениями поведения. Для улучшения эффективности работы учителей при коррекции проблемного поведения учеников требуется установление правил для проведения процедуры функционального анализа - на государственном уровне.

Doug Johnson Ph.D, "Применение поведенческого организационного менеджмента и планирование обучения на основе оценки образовательной и рабочей среды". Д-р Джонстон представил интереснейший доклад о проведении обучения и профессиональной подготовки учителей. Когда ребенок не успешен в школе, окружающие винят в этом его или его учителя. Но, в данном случае, не следует заниматься обвинениями. Следует выстраивать процесс профессиональной подготовки более эффективно, используя техники организационного менеджмента и обобщения, чтобы учителя научились самостоятельно находить эффективные решения и использовать креативных подход. Д-р Джонстон определил, почему конвенциональные техники, такие, как денежные вознаграждения или "Лучший работник месяца" не являются эффективными, почему работники не учатся с помощью чтения книг и руководств или наблюдения за другими, более опытными работниками, и какие элементы тренинга следует включать, для того, чтобы тренинг и обучение были более эффективными.

Katie Ouellette MA,BCBA, "Лаборатория оперантного обусловления в Western Michigan University". Кэти рассказала о лаборатории, в которой студенты на факультете Прикладного анализа поведения учатся применять базисные принципы АВА на практике. После того, как студенты проходят курс "Фундаментальные принципыАВА", каждый из них получает возможность изучать воздействие этих принципов на поведение мышей, с помощью оперантного обусловления. Мышь, которая находится в оперантной клетке учится таким реакциям, как нажимать на рычаг, различать стимулы, выполнять цепочку действий, а иногда и играть в футбол.
operant lab ABA
Фотографии выступлений на конференции, группа https://www.facebook.com/groups/autism.aba/

Sara Lichtenberger MA, BCBA, "Центр Водсаг - практикум в сфере раннего интенсивного поведенческого вмешательства".Сара рассказала о центре, в котором проходит практикум студентов, обучающихся на факультете Прикладного анализа поведения. В первый год обучения студенты учатся применять АВА, как тераписты. Во второй год обучения студенты учатся курировать процесс обучения, строить поведенческие программы и обучать других студентов. Сара показывала видеоролики работы с детьми, и рассказала, что все дети в центре проходят тестировании VB-MAPP, у каждого из них есть программа, и в занятия часто включаются обучение альтернативной коммуникации PECS, обучение игровым и социальным навыкам, а также работа над развитием навыков понимания речи, визуального восприятия, имитации и навыков самопомощи и гигиены.

Д-р Элиан Алхадиф Абарджиль, ВСВА-D, "Применение экспериментальной процедуры функционального анализа в рамках школы и применение стратегий управления собственным поведением". Элиан привела пример применения процедуры функционального анализа в классе коррекционной школы. Ввиду того, что в случае девочки, чье поведение было центром исследования, классические условия экспериментальной процедуры были неподходящими, исследователям пришлось разработать вариацию этой процедуры, в которой классный руководитель должен был применять эту процедуру в условиях класса, в процессе ведения урока. На основании результатов этой процедуры, в которой функция поведения была "получение внимания со стороны учителя во время выполнения самостоятельной работы в классе), была разработана программа коррекции поведения, которая включала стратегии управления собственным поведением (Self-Management). Данная процедура была эффективной, и нежелательное поведение (крики, шатание по классу, толкание одноклассников) снизилось.

В дополнение к этим докладам, конференция также включала сессию стендовых докладов. 9 участников русскоязычной делегации приняли участие, и представили доклады на разные темы.
posters IABA



Я и все участники делегации из России, Украины, Молдовы, Грузии и Казахстана хотим выразить искреннюю благодарность организаторам и д-ру Эльдару, главе Израильской Ассоциации Поведенческого Анализа и надеемся присутствовать на следующей конференции в июле 2015 г!







http://vk.com/schtora



http://vk.com/partnerkipro





SITEMAP

Исследователи используют МРТ, чтобы выявить различия в белом веществе головного мозга у детей в возрасте 6 мес.
Communication Temptations - Коммуникативные "соблазны"
Обучение аутичных детей навыку туалета: советы родителям от организации Autism Speaks.
Оценка проблем пищевого поведения у лиц с серьезными нарушениями развития.
Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 4.
Продолжается запись на первый модуль очного обучения в Москве.
Задание на каникулы - Полоса препятствий.
Обучение навыкам проведения досуга.
Руководство по использованию подсказок при обучении людей с особыми потребностями.
Объявление
Буллинг приводит к значительным краткосрочным эмоциональным и физическим последствиям для аутичных детей.
Дети с аутизмом пропускают ненужные действия в цепочке поведения.
Наглядные материалы и расстройства аутистического спектра (часть первая).
Новое исследование: определен участок мозга человека, отвечающий за эмпатию.
Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 2.
Варикозная болезнь вен нижних конечностей
Клиенты старшего возраста и обучение в натуральной среде.
Энергетические вампиры. Кто они? Как от них защититься?
АВА терапия - Поведенческое вмешательство в школьном возрасте.
Терапия в раннем возрасте приводит к разительным изменениям в функционировании головного мозга при аутизме.
Использование стандартизированных тестов для оценки первоначальных навыков.
Возраст отца связан с повышением риска возникновения генетических мутаций у детей.
Обязанности АВА тераписта
О программе АВА. Часть 3.
Сенсорные коробки, или контейнеры с сенсорными стимулами.
Обучение в быстром темпе: итоги исследования, проведенного в Carbone Clinic.
Необходимо больше свидетельств в поддержку использования существующих программ вмешательства при аутизме.
Нарушения сна у детей с аутизмом связаны с проблемами поведения.
Мой первый видеоролик
Сбор данных: измерение частоты поведения за определенный промежуток времени.


Комментарии

Популярные сообщения