Когда аутичный ребенок достигает школьного возраста, выбор соответствующей образовательной системы, в которой будет обучаться ребенок, зависит он того уровня навыков, к которому ребенок пришел в развитии.
Аутичные дети с низкой функциональностью чаще всего попадают в систему специального (коррекционного) образования. Поведенческое вмешательство в данной системе может выглядеть либо как обучение какого-либо отдельного навыка либо общий обучающий план.
Программа обучения отдельного навыка может состоять из программы коррекции нежелательного поведения (само-агрессии, агрессивного поведения по отношению к окружающим, окончание процесса отучения от подгузников) и реже, обучении функциональной коммуникации (PECS, язык жестов, коммуникация с помощью письма). Все остальное обучение не связано с поведенческой программой.
Общий поведенческий обучающий план может быть применен в образовательной системе, которая полностью основывается на АВА. Терапевтическая модель схожа с моделью для дошкольного возраста:
В классе обучается маленькая группа аутичных детей (до 8-ми)
В классах работают терапевты АВА 1:1 с ребенком. Также проводятся несколько групповых занятий - музыка, лечебная физкультура, и т.д.
Поведенческий аналитик, как руководитель команды терапевтов, работает в каждом классе - строит программу для каждого ребенка, обучает терапевтов и отслеживает прогресс в обучении, а также проводит встречи и тренинг родителей. .
Обучение сфокусировано на обучении навыков общения и коммуникации, самостоятельности и самопомощи. А также в данном возрасте начинается обучение будущей рабочей занятости - например, дети обучаются ухаживать за животными, или огородом, собирать детали или мыть посуду. Обучение данным навыкам занимает не менее существенную часть, чем обучение начальным академическим навыкам (чтению, математике и письму).
Поведенческое вмешательство для аутичных детей с высокой функциональностью / Синдромом Аспергера чаще всего является инклюзивной программой. Ребенок обучается в обычном классе общеобразовательной школы, в сопровождении тьютора.
Поведенческая программа сосредотачивается на выборе соответствующих методов обучения, которые позволят ребенку не отставать в учебном материале от своих сверстников, и получать проходные баллы. Но основная часть поведенческой программы направляется на обучение навыков социальной интеракции и общения со сверстниками. Параллельно, если есть в этом необходимость, обучающая программа содержит также коррекционные методы для уменьшения проблематичного поведения.
Поведенческий аналитик составляет программу инклюзии и обучает тьютора, который сопровождает ребенка, как выполнять программу обучения, а также обучает весь персонал инклюзивной работе и созданию обучающей среды, в которой есть место и возможности для обучения особенного ребенка.
Любая поведенческая модель использует четко и конкретно обозначенные цели для обучения (не только академические, но и социальные, речевые, коммуникативные, самостоятельности, и т.д.), выбор методов обучения на индивидуальной основе, а также запись и анализ данных, мониторинг прогресса, методы для обобщения навыков и своевременную корректировку обучающей программы.
Комментарии
Отправить комментарий