Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 4.

Преимущества жетонов
Клиенты старшего возраста и обучение в натуральной среде.
Обязанности АВА тераписта
Communication Temptations - Коммуникативные "соблазны"
Сенсорные коробки, или контейнеры с сенсорными стимулами.



Использование физических подсказок - оптимальный метод обучения самостоятельного использования визуального расписания.

Использование физических подсказок не является широко распространенным методом обучения в конвенциональной педагогике. Также физическая помощь при выполнении заданий может выглядеть странно. С другой стороны,
физические подсказки - это один из методов в арсенале поведенческого тераписта, которые позволяет сделать процесс обучения более эффективным и привести аутичного ребенка к выполнению различных действий и реакций. К тому же многие аутичные дети в процессе обучения становятся зависимыми от словесных инструкций взрослых, и не начинают реагировать без словесной инструкции. В таком случае использование физической подсказки позволяет убрать эту зависимость и научить ребенка действовать по собственной инициативе. Таким образом, при обучении навыкам самостоятельности, физическая подсказка является менее инвазивной, чем словесная.

В дополнение, при обучении выполнения последовательности действий по визуальному расписанию физическая подсказка применяется методом "От наибольшей до наименьшей" - Least-to-Most. Данная техника позволяет выстроить процесс отмены физической подсказки более последовательно, и избежать неоднократного возвращения к неправильным реакциям и ошибкам, а также позволяет начать поощрять и усиливать правильные реакции ребенка уже на начальном этапе обучения.

Итак, процедура обучения выполнять задания по визуальному расписанию основывается на технике использования физической подсказки "От наибольшей до наименьшей". Обучение начинается с полной физической подсказки, для того, чтобы избежать ошибок, и постепенного уменьшения использования подсказок - по мере того, как реакции ребенка закрепляются. Другими словами, используется полное физическое сопровождение движений ребенка (рука на руке), и постепенно физическое сопровождение ослабевает и меняет точки прикосновения. Этот способ называется "Постепенное физическое направление" - Gradual Physical Guidance. Эта процедура способствует приобретению навыков самостоятельности и позволяет аутичным детям научиться выполнять задания без постоянного присмотра и присутствия взрослого.

Прежде чем начать процедуру обучения следует подготовить материалы (см. "Подготовка материалов"). Нет необходимости производить обучение в стерильной среде, изолированной от внешних раздражителей, т.к. ребенок должен научиться сосредоточиться на выполнении заданий в натуральной обстановке. Но взрослый, который обучает ребенка, должен максимально сосредоточиться на процессе обучения. Поэтому, он должен побеспокоиться о том, чтобы не отвечать на телефонные звонки или на обращения других членов семьи в процессе обучения.

Начальная инструкция
Когда все материалы на месте и ребенок готов к выполнению заданий, следует дать ему одну общую инструкцию. Например, "Поиграй", или "Выполни свои задания". Данная инструкция дается всего один раз, и после этого взрослый прекращает использовать инструкции или разговаривать с ребенком - до тех пор, пока он не закончит последнее действие.

Физическое направление
После того, как была дана словесная инструкция,  следует встать позади ребенка, и физически направить его к визуальному расписанию. Положить свои руки на руки ребенка и помочь ему открыть папку, указать вместе с его пальцем на первую картинку, после этого направить его руки к нужным  материалам, придвинуть к себе, и выполнить задание. Если ребенку хорошо знакомо это задание - здесь следует использовать физическое направление по мере надобности. После этого вместе с руками ребенка вернуть материалы на место, и после этого перевернуть страницу книги.

После этого повторить процедуру -  указать пальцем на вторую картинку, после этого взять нужные материалы, придвинуть себе, выполнить задание, вернуть материалы на место, и после этого перевернуть страницу книги. Таким образом выполнить все задания.
На последней странице у ребенка изображено лакомство. Ребенок должен указать пальцем на картинку с лакомством, после этого взять лакомство, съесть, вернуть тарелочку или коробочку на место, и после этого  - закрыть книгу.

Все манипуляции с визуальным расписанием - указывание на картинку, выбор задания, возвращение задание и перелистывание страницы выполняются на начальном этапе с помощью физических подсказок. Для взрослых на данном этапе очень сложно удержаться от словесных инструкций, но это необходимо сделать, для того, чтобы осуществить перенос контроля над действиями ребенка на визуальное расписание.

Предоставление поощрений
На начальном этапе обучения использовать визуальное расписание поощрения следует часто предоставлять поощрения. Если используются пищевые поощрения - следует протягивать их ребенку из за его спины. Важно предоставлять поощрения в те моменты, в которые ребенок ведет себя наилучшим образом, и ни в коем случае - если возникает проблематичное поведение, и ребенок не реагирует, либо занимается самостимуляцией, либо истерит.

Для детей, которые знакомы с системой жетонов - можно использовать жетоны, и предоставлять их таким же образом. Важно расположить табличку для жетонов в поле видимости ребенка, и в процессе выполнения им заданий наклеивать жетоны на табличку из за его спины. Важно помнить, что момент предоставления поощрения / жетона является критическим, и усиливает то поведение, которое происходит непосредственно перед ним. Если каждый раз давать жетон после того, как ребенок указал пальцем на картинку, то эта реакция (указывание пальцем на картинку) - закрепится. Таким образом, следует помнить о том, какие реакции необходимо закрепить, и на основе этого, не предоставлять поощрения после нежелательных реакций.
Предоставлять поощрения следует без сопровождения словесной похвалы. Другими словами, когда ребенку дается пищевое поощрение или жетон, не нужно говорить: "Молодец!", "Ты хорошо играешь", и т.д. Следует делать это молча.

Также, при использовании жетонов следует помнить, что собрав все жетоны, ребенок должен получить дополнительное поощрение, а не тот приз, который изначально включен в визуальное расписание. Например, если по расписанию у ребенка последнее действие - это съесть баночку попкорна, то после того, как он соберет все жетоны - он получит дополнительный приз, например, игру в компьютер.






Дополнительные статьи на данную тему:

  • Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 1
  • Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 2
  • Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 3
  • Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 5







http://vk.com/schtora



http://vk.com/partnerkipro





SITEMAP

Сбор данных: измерение частоты поведения за определенный промежуток времени.
Обучение в быстром темпе: итоги исследования, проведенного в Carbone Clinic.
Мой первый видеоролик
Продолжается запись на первый модуль очного обучения в Москве.
Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 3.
Обучение навыкам проведения досуга.
Клиенты старшего возраста и обучение в натуральной среде.
Наглядные материалы и расстройства аутистического спектра (часть первая).
Снижение риска возникновения аутизма при приеме фолиевой кислоты в период беременности.
Варикозная болезнь вен нижних конечностей
Как научить ребенка сидеть?
Исследование: вероятность рождения второго аутичного ребенка.
Обязанности АВА тераписта
Communication Temptations - Коммуникативные "соблазны"
Оценка проблем пищевого поведения у лиц с серьезными нарушениями развития.
Объявление
Руководство по использованию подсказок при обучении людей с особыми потребностями.
Методы игровой терапии.
Терапия в раннем возрасте приводит к разительным изменениям в функционировании головного мозга при аутизме.
Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 2.
Преимущества жетонов
"Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения"
Буллинг приводит к значительным краткосрочным эмоциональным и физическим последствиям для аутичных детей.
Новое исследование: определен участок мозга человека, отвечающий за эмпатию.
Энергетические вампиры. Кто они? Как от них защититься?
О программе АВА. Часть 3.
«Время занятий», или как усадить ребенка за стол.
Сенсорные коробки, или контейнеры с сенсорными стимулами.
Использование стандартизированных тестов для оценки первоначальных навыков.
АВА терапия - Поведенческое вмешательство в школьном возрасте.


Комментарии

Популярные сообщения