Обучение навыкам проведения досуга.

«Время занятий», или как усадить ребенка за стол.
О программе АВА. Часть 3.
Как научить ребенка сидеть?
Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 2.
Обязанности АВА тераписта



Самостоятельная игра
«Мой ребенок весь день занимается аутостимуляцией», «Он просто ходит по дому и кладет себе в рот различные предметы», «Она сидит в гостиной и постоянно смотрит в окно»… Наверное, буквально каждому АВА-тераписту доводилось слышать подобные жалобы от родителей. Все эти проблемы описывают дефицит навыков проведения досуга.

Навыки проведения досуга представляют собой те навыки, интересы и увлечения, которые есть у большинства людей, и которые служат для того, чтобы человек мог отвлечься, расслабиться или просто получить удовольствие. Это очень важный навык ведения жизнедеятельности. В рамках АВА-программы иногда очень просто сфокусировать свое внимание на овладении навыками и заполнении пробелов в развитии, упуская из внимания общую картину. Почему трехлетнему ребенку нужно знать, как развлечь самого себя, не привлекая к этому процессу взрослых? Потому что когда-нибудь ему исполнится 19. И что он будет делать тогда, если ему станет скучно, а его мама или папа окажутся заняты? Кружиться вокруг своей оси? Стоять на столе в кухне? Или же он отправится к шкафу с игрушками, вытащит игру «Эрудит» и начнет складывать предложения, используя фишки с буквами?

Многие АВА-специалисты сходятся во мнении, что основными целевыми навыками проведения досуга являются: приготовление пищи, видеоигры и общение  с друзьями онлайн. Когда нормотипичный взрослый находится в одиночестве, расстроен, взволнован, или же он окончил заниматься какой-либо деятельностью, ему не нужно, чтобы кто-то другой давал ему новые задания или вытаскивал из состояния меланхолии. Он обладает способностью думать о какой-либо деятельности, принимать в ней участие и самостоятельно завершать ее.

Можно ли сказать то же самое о ребенке с аутизмом? Когда ему скучно, чем он занимается? Когда родители не могут предоставить ему внимания, может ли он самостоятельно развлечь себя? Когда он завершает занятие какое-либо деятельностью, может ли он самостоятельно приступить к другому виду деятельности?

Также обучение навыкам проведения досуга рекомендуется в случаях, когда дети проводят все свое время, участвуя в повторяющемся поведении, например, прогуливаясь взад и вперед, бегая по лестнице вверх и вниз, вращаясь вокруг своей оси, крутясь на стульях, выстраивая предметы в линию, жуя что-либо на своих пальцах и т.п. Специалисты часто наблюдают ситуации, когда аутичный ребенок дома может провести два часа, обходя кругами обеденный стол на цыпочках, время от времени останавливаясь, подпрыгивая, а затем снова продолжая движение. Родители зачастую сообщат о том, что такой ребенок, оставленный без внимания, может провести весь день, исполняя подобный ритуал. Для АВА-тераписта и родителей такая ситуация должна быть сигналом к тому, что ребенок остро нуждается в обучении навыкам проведения досуга.

Прежде чем мы перейдем к вопросу о том, каким образом детей обучают навыкам проведения досуга, следует прояснить некоторые распространенные заблуждения. Во-первых, только потому, что вам кажется, будто какая-либо игра/деятельность/игрушка покажется аутичному ребенку приятной или интересной, это не означает, что он с вами согласится. Нужно понимать, что навыки проведения досуга, скорее всего, потребуют многократного обучения и усиления прежде, чем ребенок начнет спонтанно и самостоятельно выбирать игру или игрушку для интеракции. Во-вторых, для того чтобы обучить ребенка навыкам проведения досуга, его нежелательное поведение необходимо подвергнуть процедуре гашения или дифференциального усиления альтернативного поведения. Не пытайтесь конкурировать с хлопанием руками, хождением на цыпочках или бегом туда-сюда, привлекая ребенка к игре в Монополию, у вас ничего не выйдет. Вместо этого, усиливайте то поведение, которое вы хотите увидеть (сесть и играть в игру), и игнорируйте, блокируйте или перенаправляйте то поведение, которое является нежелательным (хождение взад и вперед по коридору). И, наконец, следует отметить, что систематическое предоставление подсказок является для вас важным вспомогательным инструментом. Если терапист работает с ребенком, который проводит весь свой день, играя в кухонной раковине и напевая, он не может ожидать, что такой ребенок будет способен играть в игру на сопоставление в течение 30 минут. Это совершенно нереально. Начинать нужно с такого уровня ожиданий, при котором ребенок сможет достигнуть некоторого успеха. Например, показывая ему игру на сопоставление, следует для начала усиливать сидение и поддержание тишины, а затем переходить к установке таймера на 5-10 секунд. Давать подсказку ребенку к тому, чтобы он начал игру с Вами, и когда время истекает, предоставлять ему свободу. Постепенно увеличивайте время, в течение которого ребенок будет принимать участие в игре, и уменьшайте подсказки.

Ниже представлены некоторые стратегии обучения соответствующим навыкам проведения досуга для замещения нежелательного проблематичного поведения:

• Начинайте обучение данному понятию, используя обычные «рабочие контейнеры», в которые вы будете помещать только те предметы, которые требуют от ребенка применения уже хорошо усвоенных им навыков. Например, наполните рабочий контейнер цветными карандашами и раскрасками. Установите таймер и дайте ребенку подсказку к тому, чтобы он начал раскрашивать. Когда время истекает, отложите контейнер в сторону. Постепенно увеличивайте продолжительность занятия и вводите новые или неизвестные ребенку виды деятельности. В конечном счете, будет полезно организовать такое место дома, где ребенок сможет сидеть и заниматься проведением досуга, например, смотреть или читать книжки, складывать паззлы, играть в настольные, карточные игры и т.п.

• Используйте наглядные пособия «Сначала - Потом», чтобы помочь ребенку понять, что ему необходимо закончить выполнение непредпочитаемого им задания для того, чтобы получить доступ к желаемому предмету или виду деятельности. «Сначала ты сядешь и порисуешь, а затем сможешь пойти играть». Как только ребенок разберется с понятием «Сначала – Потом», можно создать для него визуальное расписание с предпочитаемыми и непредпочитаемыми видами деятельности. Например, «Кушаешь полдник. Свободное время, 2 минуты. Играешь на улице. Свободное время, 4 минуты. Играешь с iPad».

• Вместе с этим навыком с самого начала обучайте ребенка самостоятельности. Уменьшайте количество подсказок и свое участие в процессе, как только это становится возможным. Старайтесь давать подсказки при помощи безмолвных жестов или стоя за спиной у ребенка. Помните о том, что в конечном итоге вы стремитесь к тому, чтобы ребенок занимался этой деятельностью в свободное время самостоятельно.

• Используйте визуальные материалы для выбора, чтобы ребенок мог указать, какой деятельностью ему хотелось бы заняться. В частности, в случае детей, у которых наблюдаются проблемы с гибкостью, внедрение права выбора в их проведение свободного времени значительно смягчает процесс обучения данным навыкам.

• Предоставляйте чрезмерное усиление за демонстрацию желательных навыков проведения свободного времени, например, рассматривание книжки или складывание паззла. Перенаправляйте ребенка, когда он занимается аутостимуляцией или участвует в ритуалах, и не уделяйте внимания этому поведению.

• Обеспечивайте ребенку многочисленные возможности для выбора занятия на досуге и модифицируйте окружающую среду, если в этом есть необходимость. Если любимым занятием ребенка является iPad, в таком случае доступ к iPad нужно ограничить до тех пор, пока он не выполнит 2 вида другой деятельности в свободное время. Спрячьте iPad или ограничьте к нему доступ паролем, а также используйте наглядные материалы для того, чтобы помочь ребенку понять, когда он сможет получить iPad (например, «Сначала свободное время - Потом iPad»).




Источник: http://www.iloveaba.com/2014/02/teaching-leisure-skills.html






http://vk.com/schtora



http://vk.com/partnerkipro





SITEMAP

Преимущества жетонов
Обучение в быстром темпе: итоги исследования, проведенного в Carbone Clinic.
Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 2.
Мой первый видеоролик
Использование стандартизированных тестов для оценки первоначальных навыков.
Энергетические вампиры. Кто они? Как от них защититься?
Наглядные материалы и расстройства аутистического спектра (часть первая).
"Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения"
Сбор данных: измерение частоты поведения за определенный промежуток времени.
Оценка проблем пищевого поведения у лиц с серьезными нарушениями развития.
«Время занятий», или как усадить ребенка за стол.
Клиенты старшего возраста и обучение в натуральной среде.
О программе АВА. Часть 3.
Как научить ребенка сидеть?
Объявление
Снижение риска возникновения аутизма при приеме фолиевой кислоты в период беременности.
Варикозная болезнь вен нижних конечностей
АВА терапия - Поведенческое вмешательство в школьном возрасте.
Communication Temptations - Коммуникативные "соблазны"
Методы игровой терапии.
Новое исследование: определен участок мозга человека, отвечающий за эмпатию.
Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 3.
Продолжается запись на первый модуль очного обучения в Москве.
Сенсорные коробки, или контейнеры с сенсорными стимулами.
Буллинг приводит к значительным краткосрочным эмоциональным и физическим последствиям для аутичных детей.
Руководство по использованию подсказок при обучении людей с особыми потребностями.
Обязанности АВА тераписта
Исследование: вероятность рождения второго аутичного ребенка.
Терапия в раннем возрасте приводит к разительным изменениям в функционировании головного мозга при аутизме.
Необходимо больше свидетельств в поддержку использования существующих программ вмешательства при аутизме.


Комментарии

Популярные сообщения